ЗАПРЯГАЙТЕ, ХЛОПЦІ, КОНЕЙ!

      Говорить о значении лошадей не приходится. Это неприхотливое и уникальное животное служит человеку с давних времен, в том числе и нынешний век "железной" техники при острой нехватке топливно-энергетических ресурсов, как самое дешевое средство передвижения и как тягловая сила.

      Учитывая все это: харьковская фирма "Седло", созданная в 1993 году, впервые в Украине наладила производство дефицитной сбруи и снаряжения для коневодства.

      Мы изготавливаем и ремонтируем любое конноспортивное снаряжение. Форма оплаты любая. Возможна доставка ж. д. багажом или почтой.



       - Как мы с сыном к собственному делу пришли, да еще и к такому своеобразному для Индустриального Харькова? - переспросил заместитель директора фирмы "Седло" Виктор Михайлович Котелевский. - Благодаря покойному руководителю области Александру Степановичу Масельскому. После развала Советского Союза он собрал своих заместителей, начальников управлений и нас, работников аппарата облгосадминистрации, и сказал: "Ребята, в дальнейшем может быть недостаток горючего и масла, что поступало из России. Так что возвращайтесь к коневодству". Я стоял рядом и что-то там "ляпнул". А он: "О-о, ты смотри: он разбирается в этом деле". И чуть позже: "Создавай фирму. Шей сбрую, седла, упряж... Надо же как-то обрабатывать землю".

       В том же 1993 году и была создана фирма "Седло". Взяв в аренду небольшое помещение на харьковском заводе "Муздеталь", В. М. Котелевский и его сын Сергей надеялись, что все пойдет как "по нотам". Старший коней любит и сбрую чудесно знает. Да и младшему все это - как с горы бежать. Еще юношей выполнил норму мастера конного спорта. Служба в армии тоже была связана с лошадьми. Демобилизовавшись, занимал должность директора конно-спортивной школы при зооветакадемии.

       И с конной сбруей всегда имели дело. Вот и думали, что этого будет достаточно для начала дела. Однако сложным оказалась такое, казалось бы, простое дело, как пошив конных седел.

       Старший Котелевский поехал к своему приятелю-москвичу. Тот встретил гостя из Украины искренне. "Но к своему цеху по изготовлению упряжи я тебя, Виктор Михайлович, уже не пущу. Ты же на этот раз приехал уже как предприниматель, технологию изучать Конкурент..."

       Котелевские начали искать опытных мастеров в Харькове, в области, в стране. И к величайшему удивлению со временем обнаружили, что таким ремеслом профессионально в Украине не занимались лет пятьдесят. Конный инвентарь изготовляли в Краснодаре, Богородске Новгородской области России и в самой ее столице. Кстати, только здесь, на шорно-экипажном заводе шили конно-спортивную сбрую, в том числе спортивные седла.

       Понятно, что массовый конный спорт в Украине возможен только на отечественном инвентаре. Импортный обойдется в копеечку.

       Недавно предпринимателям на ремонт принесли седло конкурное, купленное за 250 долларов США в одной из специализированных магазинов Киева. Оно было красивое, но изготовленное с искусственной кожи и за неделю разлезлось.

       Котелевские с самого начала решили шить седла только из натуральной кожи. Днями пропадали в библиотеках, искали старые технологии. Но ничего путнего не нашли. Кое-чем помогли посещения специализированных заводов местной промышленности в Волчанске Харьковской области, Гайсине - Винницкой, Монастырище - Черкасской, а также в Одессе.

       Вместе с тем, людям, которые поставили перед собой цель возродить изготовление конных сбруи, больно было наблюдать, как из тех заводов растягивают оборудование, как покидают их последние специалисты. И это при том, что в Украине действуют 14 конезаводов (из них в Харьковской области -один) и 171 племенная ферма вообще с пятью тысячами племенных коней семнадцати пород.

       Всего же в Украине на сегодня во всех категориях хозяйств - 693,4 тыс. коней. Так что фирме "Седло" работы хватит. Вот только в своей области коней все больше уменьшается. В 1995 г. их было 12,9 тыс. голов. Сейчас же только 7,7 тыс. Для сравнения скажем, что во Львовской соответственно - 51,3 тыс. и 67,4 тыс. коней. (Теперь понятно, почему удельный вес использования горючего и себестоимости сельскохозяйственного сырья в Харьковской области значительно больше, чем в Львовской).

       Характерно: у населения Львовщины находится 83 процента коней от общего поголовья области, тогда как у населения нашей области лишь- 29 процентов. Хотя содержание коня обходится значительно дешевле, чем, например, трактора, даже небольшого.

       Котелевские уверенны, что с хорошей упряжкой можно конями, как говорят, горы сдвинуть: и фермерский надел вспахать, и успехов в конном спорте достичь. Итак и изготовляют конный инвентарь разнообразнейший: одноконную и пароконную упряжь, хомуты, уздечки, седла казацкие, седла табунщика, спортивные, милицейские. Да-да, и милицейские - в Харькове есть конный отряд милиции. Вот его, к профессиональному празднику, фирма и обеспечила полным конным инвентарем.

РАНО ВІДПРАВИЛИ КОНЯ У ВІДСТАВКУ

      Майже 8 років тому назад в журналі «Пропозиція» поважні вчені-аграрники зробили сумний прогноз щодо стану механізованих технологій в сільському господарстві держави на майбутнє. «Упродовж 70-15 років селяни змушені будуть використовувати екстенсивні технології». «Змушені», тому що ті 115 тисяч тракторів і десятки тисяч комбайнів, які щорічно виробляли вітчизняні заводи, ми одержимо не скоро. Точність прогнозу доволі висока, подібний висновок щодня роблять десятки тисяч селян, оглядаючи залишки сільськогосподарської техніки на колишніх машинних дворах.

      Як відомо, екстенсивні технології передбачають, перш за все, тяжку фізичну працю і залучення до виробництва коней. Я не думаю, що нам доведеться згадати, що таке кінна жниварка, чи жниваркалобогрійка, чи стаціонарна молотарка. Про ці знаряддя праці 40-50-річні сільські мешканці уже не пам’ятають. Але ж є багато робіт, де коні можуть (і повинні) ефективно використовуватися.

      Ще зовсім недавно здавалося, що конярство як галузь назавжди відійшла у минуле. Про неухильне падіння поголів’я переконливо свідчила статистика. Якщо у 1941 р. було 4,7 млн. голів, у 1961р. – 1,84, у 1981р. – 0,84, то в 2008р. – залишилось тільки 0,53 млн. коней.

      Після цього з’явилися чинники, які привели до росту попиту на коней.

      По-перше, спочатку в інтересах м’ясопереробників, які використовують їх для виготовлення делікатесних ковбас.

      По-друге, це зубожіння селян, які не в змозі купити сучасний трактор чи автомобіль. А робочого коня можна купити за 3000-4000 грн.

      По-третє, витрати за день роботи трактором становить 500 грн., конем – 20-70 грн., а вантажна продуктивність усього вдвічі менша. Деякі коні, наприклад, алтайської м’ясної породи, здатні добувати корм під снігом, зимувати під відкритим небом, давати кумис, а за м’ясною віддачею конкурувати зі свинями.

      І останнє. У кожному господарстві багато підсобних робіт, які набагато вигідніше виконувати кіньми. Це, перш за все, роботи в тваринництві, рослинництві, на транспортних перевезеннях.

      Я неодноразово бував у Польщі, де добре розвинуте рослинництво, і бачив, що більшість селян працюють кіньми і навіть волами. А врожаї ранніх зернових одержують такі, що нам далеко до них, - 44 ц/га у середньому по воєводству за найнесприятливіших кліматичних умов. На запитання, чому вони працюють кіньми, поляки відповідали однозначно, - так вигідніше.

      Які ж чинники гальмують розвиток конярства в Україні? І чи скоро ми досягнемо рівня 1961р. (1,84 млн. голів), якщо на 2009 р. прогнозується наростити поголів’я до 0,6 млн. голів.

      На прикладі США можна зрозуміти, що цей процес не простий. У 1965р. у США нараховувалося 3,5 млн., а у 2000р. – 11,5 млн. коней.

      Цей приклад свідчить, що поголів’я коней відтворюється не так швидко, як того хотілося б . Для відтворення табуна коней до 1,84 млн. голів Україні знадобиться більше двох десятків років.

      Чому я взяв за базовий 1961 рік? Тому, що рівень механізації на селі сьогодні не вищий рівня 1961 року. Сьогодні 5-6 млн. га землі не обробляється упродовж кількох років і зростає бур’янами. Такого не було навіть у повоєнні роки.

      І все ж таки, що заважає нам більш ефективно використовувати коней як тяглову силу у сільському господарстві?

      Недостатня підготовка спеціалістів сільського господарства з питань конекористування. Навіть у тому невеликому курсі лекцій по конярству, який читають у сільськогосподарських навчальних закладах, технології обробітку землі, взагалі практиці використання коней у сільському господарстві практично не приділяють уваги.

      Викликає занепокоєння і те, що існуюча спадкоємність поколінь, коли діти навчалися роботі кіньми у дорослих, обірвалася.

      Культура роботи з кіньми у багатьох випадках загублена, а коней утримують господарства, де немає необхідних спеціалістів-конюхів, ветлікарів, лимарів, ковалів.

      Друга важлива причина обмеженого використання коней у сільському господарстві полягає в недостатній кількості й обмеженому асортименті кінського реманенту.

      У 1993 р., коли погіршилися стосунки із північним сусідом і виник дефіцит паливно-мастильних матеріалів, представник Президента України у Харківській області О.С. Масельський (нині покійний) поставив завдання: включити до виробництва волів та коней, перш за все, як живого тягла в рослинництві, тваринництві і на транспортних роботах.

      Виконання цього завдання гальмувалося через дефіцит збруї, а що стосується сідел для коней, то вони зовсім не вироблялися в Україні і традиційно завозилися з Росії. А в нашій державі навіть спеціалістів, які б розумілися у цій справі, не знайшлося.

      Де їх узяти? Найлегший і найпростіший спосіб опанування ремесла не вдався. У тій же Москві в цехи, де виготовляють сідла, нас навіть не впустили. Купити? Будь-ласка. А технологія нехай залишиться з нами. Навіщо нам плодити конкурентів в Україні?

      Довелося, ніби розвідникам, розбирати до останньої деталі придбані в різних місцях сідла і самим учитися робити те, що колись добре знали наші діди і прадіди. І, як результат, народився (вірніше відродився) унікальний промисел: сьогодні виготовлення сідел і збруї для коней поставлено, що називається, на потік.

      І останнім чинником, який обмежує використання коней, є недостатня інформованість фахівців сільського господарства про те, де і що можна з обозно-лимарних виробів, про їх параметри, про технологічні можливості цих виробів.

      Раніше випускався «Каталог сільськогосподарської техніки», з якого можна було дізнатися про назву і параметри кінних плугів, косарок, граблів, борон і других кінних знарядь праці.

      Видавався також «Каталог обозно-лимарних виробів», з якого можна було довідатись про технічні можливості возів, гарб, колісних станів, екіпажів і другі відомості. Нічого із перерахованого вище зараз не видається.

      Думається, що настав час створити при міністерстві агропромислового комплексу конструкторське бюро з технічних засобів конекористування. Необхідно також створити службу стандартизації обознолимарних виробів і причепних знарядь праці.

      І ще одне. Як відомо, основним чинником, який сприяв відновленню попиту на коней у селі, стало його зубожіння.

      Селяни сьогодні купують здебільшого універсальні породи упряжних коней, невибагливих до кормів і догляду. Це російський ваговоз, торійська і гуцульська, алтайська і монгольська породи. Останні, до речі, самі добувають корм, навіть зимою, розгрібаючи сніг копитом у пошуках трави, коренеплодів, стерні. Вони цілий рік пасуться в полі, легко витримують морози і посуху.

      Племінні екземпляри, які використовуються для покращання стада і для спорту, залишаються «не по кишені» для більшості селян. Вони здебільшого вирощують генетично недосконалих, непорідних, дешевих тварин.

      Але багато хто вважає, що ця ситуація тимчасова. З подальшим розмежуванням села на прибуткові і збуткові господарства, перші зможуть купувати племінних коней на заводах.

В. М. Котелевський,
Засновник фірми «Седло»

СНАРЯЖЕНИЕ ДЛЯ КОНЕВОДСТВА

      Очень прошу напечатать информацию о состоянии коневодства в Украине, о том есть ли у нас фирмы или заводы, где можно бы приобрести снаряжение для лошадей, а также экипажа, коляски или фаэтона.

Надежда Панченко, г. Харьков

      С незапамятных «пещерных» времен лошадь стала служить человеку. Поклонники дохристианской религии наших предков даже утверждают, что коня впервые приручили именно на территории современной Украины. Эту версию подтверждают и раскопки известного харьковского археолога и историка, профессора ХНУ Бориса Шрамко.

      Чуть ли не со времен Адама мы оседлали этого гордого животного, и всадник на коне, равно как и пахарь с плугом, стали символом человеческой цивилизации.

      И разве вина коней в том, что человек сделал их воинами, заставил нестись навстречу друг другу, сшибаясь в смертельных схватках в бескрайних степях.

      А для крестьянина лошадка стала неутомимой работницей, кормилицей. Ею же и остается в век трактора и компьютера: где нашему, задавленному налогами фермеру, взять деньги на трактор, легче уж четвероного купить.

      Статистика говорит, что кони сегодня есть во всех хозяйствах, а их количество зависит от степени развития фермерства. В Западной Украине лошадей больше, в южных и восточных областях — меньше.

      А к лошади, как известно, нужны сбруя, подковы, телеги и многое другое.

      Если сделать экскурс в недалекое прошлое, то седла и сбрую для лошадей нам поставляли заводы, находящиеся в России. В Украине седла не производились вообще, а конскую упряжь (кстати, очень плохого качества) изготавливал Кременчугский шорный завод.

      Подковы и ухнали производил Кировоградский завод.

      Телеги и колесные станы - 5 обозных заводов Украины, в том числе, и крупнейший из них - Волчанский. Все эти предприятия входили в министерство местной промышленности Украины. Напомню, что «прихватизация» в Украине началась именно с местной промышленности, поэтому все перечисленные выше предприятия в первые годы независимости растащили и разворовали, и они прекратили свое существование.

      Скажу больше: наши кожевенные заводы уже давно не производят шорно-седельную (ременную) и сыромятную кожу, т.к. шкуры КРС в мокро соленом виде наши предприниматели экспортируют в Турцию и Италию. Наше законодательство создало преференции такой, с позволения сказать, торговле. И они (турки и итальянцы) создают с нашей помощью рабочие места на своих заводах. А наши предприятия, например, харьковская кожфирма «Большевик» и ряд других - из-за отсутствия сырья закрылись.

      Как мы уже говорили, кони нуждаются в специализированном снаряжении - сбруе, седлах, телегах, гарбах, колясках и др., которые мало кто изготавливает сегодня. Хотя уже появились отдельные мастера и умельцы, которые быстро начинают осваивать «новое» производство, увидев заказчиков и спрос.

      Первой в Украине приступила к изготовлению седел, упряжи и другого конноспортивного снаряжения харьковская фирма «СЕДЛО». Сегодня без лишней скромности можно сказать, что здесь изготавливают и ремонтируют для лошадей все. За 15 лет работы фирма уверенно поставила знак равенства между ценой и качеством выпускаемой продукции.

      Пытаются изготавливать седла и другие умельцы. Но для производства этой высокотехнической продукции нужны конструкторская технологическая документация, нужны оснастка, приспособления, лекала, станки и, наконец, нужны специалисты и хорошая кожа. Ничего этого у этих мастеров нет. Поэтому, этот процесс у них скорее находится в стадии эксперимента, чем производства.

      Что касается упряжи для лошадей, то здесь география пошире. Хорошего качества изготавливают сбрую в г. Чернигове, похуже -в г. Нежине. Качество соответствует цене упряжи, которую производят в Кировограде. Всех мастеров-умельцев в Украине чуть меньше чем пальцев на обеих руках. Мы ежегодно встречаемся на выставках в Киеве и знаем, кто что умеет делать и кто чего стоит.

      Поскольку седло является наиболее сложным снаряжением для лошади, то скажем о нем несколько слов.

      Использовать седла начали более трех тысяч лет. За это время оно неоднократно изменялось и внешне и конструктивно. Седел много разновидностей, но принципиальная конструкция и их основные части, по сути дела, одни и те же.

      Ленчик изготавливают из специальной фанеры или пластика и металла. Он является твердой основой всего седла и состоит из двух полок, скрепленных металлическими дугами. Эти дуги называются передней и задней лукой. Длина ленчика зависит от вида конного спорта.

      Крылья и подкрылки изготавливаются из кожи. Они служат для предохранения ног всадника от прикосновения с подпругами, пристругами и пряжками, прикрывают потник.

      Сиденье делают из кожи. Оно дает возможность всаднику занять правильное и удобное положение на спине лошади.

      Подушки изготавливают из плотной материи или кожи и набивают шерстью или силиконовыми шариками. Располагают их под сиденьем, они прилегают к телу лошади по обе стороны ее позвоночника, помогая избежать воздействия на него.

      Стремя изготавливают из металла и подвешивают на кожаный ремень с пряжкой, называемый путлищем. Путлище продевают в шнеллер - специальное металлическое приспособление с замком. Длину путлища можно менять, подгоняя ее по длине ног всадника. Стремена служат всаднику дополнительной опорой.

      Седла по традиции изготавливают из шорно-седельной кожи, хотя в наши дни случается всякое. Конструкция любого седла основана на ленчике.

      Очень важно, чтоб седло подходило как к лошади, так и седоку. Оно не должно мешать движению плеч, защемлять холку или давить на позвоночник. Неправильно подобранное седло будет натирать спину, размеры седока и длину его ног тоже следует принять во внимание, так как невозможно хорошо ехать на неудобном седле.

      Седло позволяет распределять вес всадника равномерно по спине лошади. Оно также помогает сохранить правильную посадку.

      В нашей стране наибольшее распространение получили седла пяти типов: кавалерийские (служебные, милицейские), казачьи, спортивные, скаковые и джигитовочные.

      Кавалерийские и казачьи седла долгое время применялись в кавалерии. Они были хорошо приспособлены для многодневных переходов по любым дорогам и в любых погодных условиях, создавали удобства для всадника, одетого в военное обмундирование. Была предусмотрена и возможность прикрепления к седлам вьюков с обмундированием. Вес строевого седла с вьюком достигал около 40 килограммов.

      Конструкция милицейского седла такова, что позволяет равномерно распределить вес всадника или груза на холке, спине и хребту лошади. Достигается это благодаря длинным деревянным полкам на войлочной подкладке, соединяющих значительно удаленные друг от друга металлические дуги передней и задней луки с протянутым между ними сыромятным живцом (упругий широкий ремень, который, растягиваясь, создают мягкую опору всаднику при езде, но не касается спины лошади).

      Казачье седло очень удобно и всаднику и лошади, так как изначально предназначалось для длительных военных походов. Его основа - деревянный ленчик, очень мягкая подушка. Такие седла удобны для пастухов, проката, джигитовки, национальных конных игр.

      Объем статьи не позволяет описать достоинства и недостатки спортивных, скаковых и джигитовочных седел. Читатель может найти эти материалы в Интернете.

      Джигитовочное седло. По просьбе наездников-осетин и казаков-любителей гимнастических упражнений и акробатических трюков фирмой сконструировано и выпускается джигитовочное седло.

      Джигитовка (тюрк, джигит - отважный, искусный всадник), скачка, во время которой всадник соскакивает с лошади и вновь садится на нее, поднимает с земли различные предметы и выполняет ряд других гимнастических упражнений и акробатических трюков.

      Джигитовка развивает у конника гибкость, ловкость, настойчивость, лихость, чувство равновесия. Джигиты выполняют вихревом темпе сложнейшие трюки: оборот вокруг шеи и вокруг тела лошади, стрельбу в цель из разных положений, разнообразные прыжки и многое другое.

      Отечественная промышленность не спешит обеспечить в полном объеме селян дешевой и надежной мини-техникой. А, значит, есть основание полагать, что коневодство будет возрождаться. Значит, надо увеличивать производство хомутов, седелок, вожжей и прочей амуниции. Надо думать о том, где приобрести ухнали, подковы, телеги, гарбы, кареты, колесные станы.

      Кроме того, медленно, но по нарастающей распространяется мода на содержание верховых лошадей. Их все чаще покупают, не только для спортивных состязаний, но и в качестве подарка для детей или друзей. Что ни говорите, а рано мы отправили лошадь в отставку, перестали о ней заботится так, как она этого заслуживает.

      Сегодняшняя действительность села с расформированием колхозов и совхозов и развитием фермерства заставляет нас повернуться к коневодству лицом и сделать все возможное, чтобы лошадь, как и в прежние времена, служила человеку верой и правдой.

В.КОТЕЛЕВСКИЙ, частный предприниматель,
учредитель 000 Фирмы «СЕДЛО»